Существует несколько способов создания пространственной записи:
Звукозапись в Ambisonics формате.
Используются известные микрофоны Format A Soundfield, Tetramic, Sennheiser AMBEO, Октава МК-4012 и другие.
Формат A позволяет записывать полную сферу звука с помощью четырех направленных микрофонов. То есть, записывается не только плоскость, но и высотные составляющие. Записи Format A переводятся в Format B, с которым можно работать в системах цифрового монтажа.
Безусловный плюс такого решения — почти готовый к публикации пространственный звук. В сочетании с видеорепортажем это может быть простейшим решением. Немного сложнее осуществить полноценный монтаж звука: требуется кодирование в формат Б, сложно осуществлять незаметные склейки и реставрацию звука, сильно усложняется процесс сведения: ведь звук приходится панорамировать в трех плоскостях не только в соответствии с видео, но и с точной привязкой к исходному звуку.
При этом просто добавить музыку и закадровый голос — вполне реально.
Нужно отметить существование различных менее известных и даже самодельных устройств, многие из которых записывают в тот же Format A. Кроме того, многие устройства и, например, прошивка для Zoom H2n позволяет записывать в «ambisonics». На деле, микрофоны зачастую расположены в одной плоскости и такое же кодирование легче и правильнее осуществить на монтаже из обычной сюрраунд записи.
Кроме того, разрабатываются сложные микрофонные системы для записи в Ambisonics высших порядков. Но пока что это скорее экспериментальные разработки энтузиастов, нежели профессиональные рабочие инструменты.
Второй способ — создание пространственного звука на этапе монтажа из записей в одной плоскости.
В качестве исходных звуков можно использовать записи в моно, стерео, квадро, 5.0 и т.д.
Мы можем «поднять» или «опустить» эту плоскость, изменить направление, «повернуть» под нужным углом к вертикальной оси.
Обычно мы записываем звук с помощью Surround микрофонов и используем дополнительные микрофоны для скрытой записи точечных источников, например, речи.
Зачастую чистовой звук на площадке — большая проблема, попытки записать его проваливаются из-за шума от осветительных приборов, низкого качества павильона и т.д. Однако, при правильной записи и использовании, позволяет получить более естественные результаты дешевле и быстрее, чем с использованием актерского и шумового озвучания.
Третий способ — полное озвучание.
На этапе монтажа создаются и записываются звуковые эффекты, синхронные шумы, реплики персонажей.

Нужно понимать, что для синхронизации звука с изображением, записать черновой звук на площадке все же не будет лишним. Стоит хотя бы сохранить синхронный звук с 360 камеры и постараться обеспечить тишину во время съемки, чтобы реплики персонажей и шаги были максимально разборчивы.

Мы опробовали все эти варианты, реализовали проекты с синхронно записанным чистовым звуком. Безусловно, для каждого проекта следует использовать наиболее подходящие технологии записи. По этой причине в проектах с пространственным звуком особенно важно работать со звукорежиссером начиная с подготовительного периода.