Технологии записи пространственного звука

Существует несколько способов создания пространственной записи:
Звукозапись в Ambisonics формате.
Используются известные Format A микрофоны Soundfield, Tetramic, Sennheiser AMBEO, Октава МК-4012 и другие. На данный момент мы выбрали Sennheiser AMBEO с ветрозащитой Rycote.
Формат A позволяет записывать полную сферу звука с помощью четырех направленных микрофонов. То есть, записывается не только плоскость, но и высотные составляющие. Записи Format A переводятся в Format B, с которым можно работать в системах цифрового монтажа.
Безусловный плюс такого решения – почти готовый к публикации пространственный звук. В сочетании с видеорепортажем это может быть простейшим решением. Немного сложнее осуществить полноценный монтаж звука: требуется кодирование в формат Б, сложно осуществлять незаметные склейки и реставрацию звука, сильно усложняется процесс сведения: ведь звук приходится панорамировать в трех плоскостях не только в соответствии с видео, но и с точной привязкой к исходному звуку.
При этом просто добавить музыку и закадровый голос – вполне реально.
Нужно отметить существование различных менее известных и даже самодельных устройств, многие из которых записывают в тот же Format A. Кроме того, многие устройства и, например, прошивка для Zoom H2n, позволяют записывать в “ambisonics”. На деле, микрофоны зачастую расположены в одной плоскости и такое же кодирование легче и правильнее осуществить на монтаже из обычной сюрраунд записи.
Кроме того, разрабатываются сложные микрофонные системы для записи в Ambisonics высших порядков. Пока что это скорее экспериментальные разработки, нежели профессиональные рабочие инструменты. Некоторые исключения (Eigenmike) выглядят довольно интересными.
Второй способ – создание пространственного звука на этапе монтажа из записей в одной плоскости.
В качестве исходных звуков можно использовать записи в моно, стерео, квадро, 5.0 и т.д.
Есть возможность “поднять” или “опустить” эту плоскость, изменить направление, “повернуть” под нужным углом к вертикальной оси.
Для этого мы записываем звук с помощью Surround микрофонов и используем дополнительные микрофоны для скрытой записи точечных источников, например, речи.
Зачастую чистовой звук на площадке – большая проблема, попытки записать его проваливаются из-за шума от осветительных приборов, низкого качества павильона и т.д. Однако, при правильной записи и использовании, позволяет получить более естественные результаты дешевле и быстрее, чем с использованием актерского и шумового озвучания.
Третий способ – полное озвучание.
Чистовой звук с площадки всегда звучит натуральнее, “ближе” к видеоряду. Но иногда нет возможности записать чистый синхронный звук (шумные условия на площадке, микрофоны невозможно спрятать, множество инфх технических и творческих причин), а иногда его и вовсе нет (анимация, 3D графика и т.д.)!  Тогда приходится воссоздавать звуковой ряд на этапе пост производства. Создаются и записываются звуковые эффекты, звуковой дизайн, синхронные шумы, реплики персонажей.
Нужно понимать, что для синхронизации звука с изображением, записать черновой звук на площадке все же не будет лишним. Стоит хотя бы сохранить синхронный звук с 360 камеры и постараться обеспечить тишину во время съемки, чтобы реплики персонажей и шаги были максимально разборчивы.
Мы опробовали все эти варианты, реализовали самые разные проекты. В том числе, с синхронно записанным чистовым звуком!
Безусловно, для каждого проекта следует использовать наиболее подходящие технологии записи. По этой причине в проектах с пространственным звуком особенно важно работать со звукорежиссером начиная с подготовительного периода.

А. Соколов